Суббота, 18.05.2024, 17:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

работа над словарными словами

                  Работа над словарными словами

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Важно помнить:

1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.

2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.

1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:

- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,

- звукобуквенный анализ слова,

- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:

- подбор однокоренных слов,

- составление словосочетания, предложения с этим словом,

- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

- по родам;

- по числам;

- по склонениям;

- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;

- с непроверяемой и проверяемой гласной;

- одушевленные или неодушевленные предметы;

- по тематике (например: "Город" и "Деревня");

- по частям речи;

13. Выписать из данных слов:

- слова, состоящие из двух, трех слогов;

- слова с Й;

- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами.

"Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.

Назови его по буквам.

Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?

Прочти медленно, как будешь писать.

Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".

(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов. Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.

Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: б_Е., б_е.

4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:

Ассоциативная связь может быть по:


- цвету;

- месту расположения;

- форме;

- звучанию;

- действию;

- вкусу;

- материалу;

- назначению;

- количеству

и т.д.


б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Словарное слово

* береза - по цвету _бЕлая

* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)

Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая,

    - гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

    б

 б _Е реза

    л

    а

    я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:


г_А.зета - бум_А.га,

к_А.рман - дыр_А.,

д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,

к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,

з_А.вод - труб_А.,

к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,

ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,

л_А.донь - л_А.па,

к_А.пуста - з_А.яц

к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,

с_О.бака - хв_О.ст


ФРАГМЕНТ УРОКА N1.

Работа над значением слова "береза" и приемы, направленные на первичное усвоение написания.

1. Предлагается загадка:В белом сарафане встала на поляне.

Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они определили предмет.

2. Учащиеся проговаривают слово "береза" орфоэпически, определяют ударный и безударные слоги.

3. Перед учащимися ставится задача: в тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму.

4. Далее учитель говорит:

- Прежде чем мы вставим в "окошко" нужную букву, послушайте,что пишет о березе Л.Успенский.

Учитель зачитывает детям несколько адоптированный рассказ Л.Успенского из книги "Почему не иначе?"

Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству родственных народов. Оно входит к ...корню "bhe"(бе), уходящему в глубокую древность, означавшему "блеск", "белизна". Ведь и ее кора - "береста" - носит название, связанное с тем же корнем.

- Итак, слово береза образовано от того же корня, что и белый, и дерево названо так по белому цвету коры.

После этой этимологической справки учитель задает вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге?

Правильность ответа предлагается проверить по словарю учебника.

- Проговариваем это слово, как будем писать. Вставим в "окошко" нужную букву.

Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, после чего запись сверяется с образцом.

ФРАГМЕНТ УРОКА N2.

Знакомство со значением и написанием слова "медведь".

- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идет речь:"Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос".

(Вывешивается картинка с изображением медведя, карточка со словом "медведь".)

- Что вы знаете о медведе? Где он живет? Чем питается?

Почему его считают лакомкой?

- Нам нужно запомнить правописание слова "медведь". Прочитайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную в слове.

Запомните: слово "медведь" пишется с безударной гласной "е" в первом слоге.

- Как вы думаете, почему медведь так называется? (Сообщается из "Этимологического словарика".)

Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной "е" в первом слоге-по слову "мед". Запомните. (Краткая запись справки.) Вывод: как пишется слово "медведь"? Почему оно пишется с буквой "е"?

ФРАГМЕНТ УРОКА N3.

Толкование слова "сорока" для запоминания его написания в процессе составления "словарной странички".

Занятие началось с воспроизведения значений таких слов, как "воробей" и "ворона". Учитель просит разгадать кроссворд (рис.1), называя слова по заданным значениям: 1. Маленькая птичка с коричневато-серым оперением. 2. Птица, у которой голова, шея, крылья и хвост черные, а туловище серое.

                -----T----T----T----T----T----T----¬

                ¦    ¦    ¦    ¦ О  ¦    ¦    ¦    ¦

                +----+----+----+----+----+----+-----

                ¦    ¦    ¦    ¦ О  ¦    ¦    ¦

                L----+----+----+----+----+-----

После разгадывания кроссворда дети находят предметные картинки с изображением вороны и воробья, называют каждую птицу словом и рассказывают, как они различили этих птиц.

Затем учитель вводит детей в тему занятия:"Сегодня нам предстоит составить новую словарную страничку, которая будет посвящена слову "сорока". Кого мы так называем? В загадке об этой птице говорится: "Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". Какой признак этой птицы лег в основу загадки?" В процессе анализа загадки выделяется один из признаков этой птицы - стрекотание (птица издает характерный крик - стрекотание) и отмечается суетливость, подвижность этой птицы.

Следующий момент занятия. Учитель предлагает прочитать отрывок из рассказа Г.Скребицкого и ответить на вопрос: какая птица сорока?

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у нее совсем белые, а голова, крылья и хвост черные, как у вороны.

Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела.

Перья на нем не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом.

После чтения ученики отвечают на вопросы: какая же птица сорока? Найдите признаки, по которым сорока сравнивается с вороной.

Чем сорока похожа на ворону? А чем сорока отличается от вороны?

Почему сороку называют белобока? Какое же толкование слова "сорока" мы дадим в нашем словарике? В процессе обсуждения дети отбирают те существенные признаки, которые будут составлять значение слова "сорока". В правой стороне словарной странички дети комментированно записывают значение слова "сорока", в левой - оставлено место для рисунка:

1. Сорока - птица. Голова, крылья и хвост у сороки черные.

По бокам перышки белые. У сороки длинный, прямой хвост. Птица издает крик - стрекотание.

Каждому ребенку дается контур с изображением сороки. Задания: можно ли по контуру определить, что на рисунке изображена сорока? (По длинному и прямому хвосту дети догадываются, что это контур сороки.) Что нужно знать, чтобы изобразить в цвете эту птицу? Расскажите, какие краски вам потребуются, чтобы нарисовать оперение сороки. Учитель помещает на доске картинку с изображением сороки, ученики раскрашивают контур так, как показано на рисунке. Затем подготовленные к чтению школьники читают наизусть стихи:

     Стрекотунья белобока,      А пестрая сорока

     Под калиткою моей           Лукаво смотрит сбоку

     Скачет пестрая сорока      И скачет, и стрекочет.

     И пророчит мне гостей.    Чего сорока хочет?

          (А.Пушкин.)                  (Е.Стюарт.)

Чтение стихотворений заканчивается обсуждением: какой увидел поэт сороку? Как А.Пушкин называет сороку? А какое слово в описании птицы одинаково у обоих авторов? Почему сорока названа пестрой? (Пестроту создает черная и белая окраска оперения птицы).

Обобщающий вопрос: "Что значит слово сорока?" - заставляет детей повторить существенные признаки, составляющие лексическое значение данного слова. Ученикам предлагается задание на смекалку:"Послушайте стихотворение С.Маршака и ответьте на вопрос: кого называют словом "сорока" в этом стихотворении?"


                А ежели вы вежливы,

                Вы, сидя на уроке,

                Не будете с товарищем

                Трещать, как две сороки.


В словарную статью (в правой стороне) дети вносят второе значение слова сорока:

2. Сорока-так говорят о болтливом человеке.

Заканчивая занятие, учитель предлагает детям посмотреть книги, в которых можно найти рассказы о сороке и узнать много интересного об этой птице. В качестве домашнего задания ученикам (на выбор и по желанию) предлагается: рассказать родителям, что узнали о значении слова сорока; составить свой рассказ (или загадку) о сороке; выписать из книг любое предложение, в котором было бы слово "сорока".

ФРАГМЕНТ УРОКА N4.

Работа над значением слова "малина".

Детям для анализа предлагается следующий текст: Малина.

Малина растет на лесных опушках, по долинам рек, по холмам.

Малина-ветвистый кустарник. Цветки зеленовато-белые, невзрачные, а ягода малиново-красная, состоящая из отдельных сочных шариков с косточками внутри.

Цветет малина в июне-июле, а плоды созревают в июле-августе.

Плоды малины сладкие, душистые и вкусные. Особенно душиста лесная малина.

(По А.Гаммерману и И.Гром.)

Учитель просит детей прочитать текст и объяснить, подходит ли название к тексту. Далее наблюдения школьников направляются на анализ значений слова "малина". Им предлагаются такие задания:

- Найдите в тексте предложения, в которых говорится о малине как растении. (Уточняются значения слов: невзрачные-непривлекательные, некрасивые на вид; кустарник-то же, что и куст.)

- Что же вы еще знаете об этом растении?

- Теперь найдите в тексте предложения, в которых говорится о малине как ягоде этого растения. Что еще вы знаете о ягоде малины?

- Что же мы называем словом малина? Сколько значений имеет это слово? Объясните, как понимаете эти значения?

Работа над словом "малина" продолжается в плане обсуждения формулировок значений слова: 1)малина-ягодный кустарник; 2) малина-ягода этого растения, сладкая, душистая, малиново-красного цвета. Затем, после грамматико-орфографического разбора слов, дети записывают предложения в тетради.

На уроке (или при подведении итога урока) учитель всегда найдет минутку для этимологической справки, раскрывающей происхождение слова "малина" и объясняющий его написание: "Одни ученые считают, что название малина произошло от корня мал-, малиновая ягода состоит из малых ягодок-зернышек.Другие считают, что ягода получила свое имя за свой темно-красный, малиновый цвет". В качестве домашнего задания второклассникам предлагается:1) подготовить сообщение о том, что значит слово малина; 2) составить текст на тему "Ох, уж эта малина!";3) нарисовать такие картинки, чтобы по ним можно было объяснить значение слова "малина".

Таким образом, текст дал возможность создать у детей правильное представление о предмете действительности на основе выделения его существенных признаков и раскрыть лексическое значение слова, являющегося названием этого предмета. В процессе работы над словом у школьников формировалось умение точно выражать мысль, умение объяснить значение слова, воспитывался интерес к слову, непроизвольно проходит запоминание написания.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Арямова О.С., Мали Л.Д. "Этимологический словарик" слов с непроверяемым написанием // НШ.- 1992.- N2.- С.19-26.

2.Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. Наш родной язык. - М.,1971.

3.Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием // НШ. - 1995. - N1. - С.16-18.

4.Ераткина В.В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // НШ.- 1992. - N7-8.- С.13-17.

5. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями // НШ. - 1994.- N1.- С.23-27.

6. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // НШ. - 1989. - N8.

7. Живицкая Л.В., Гудзик И.Ф. Словарь русского языка. Киев,1988.

8. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // НШ.-1993. - N11. - С.53-56.

9. Загадки. / Издание подготовила В.В. Митрофанова.- Л., 1968.

10. "Зеленый дом без окон". Сборник загадок. / Сост. Л.М.Сукач.- Минск, 1977.

11. Калинина Л.Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием // НШ.-1990.-N6.-С.6-8.

12. Канакина В.П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями // НШ.-1993.-N6.- С.4-9.

13. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М., 1990.

14. Львов М.Р. Работа учащихся над значением слова //НШ.-1976.- N1.- С.45-46.

15. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения.- М., 1988.

16. Магомедов А.Х. Словарная работа на уроках русского языка в национальной школе//НШ.- 1986.- N2.- С.15-16.

17. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под. ред. Т.А. Ладыженской.-М.,1980.- С.112.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.

19. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества.- М., 1991.- С.96.

20. Раицкая Г.В. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // НШ.- 1996.- N1.- С.28-30.

21. Рыжикова Г.И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием // НШ.- 1995.- N1.С.15-16.

22. Русский язык.Энциклопедия/ Гл. ред. Ф.П.Филин.- М., 1979..

23. Сергеева Л.Н. Повторим слова с непроверяемым написанием// НШ.- 1987.- N12.- С.25-27.

24. Смирнова А. В., Макеева С.Г., Машкова Е. Компьютер приходит на урок // НШ.- 1994.- N3.

25. Успенский Л.В. Слово о словах.- М., 1954.

26. Успенский Л.В. Почему не иначе?- М., 1967.

27. Уткина Т.И. Работа над словами с непроверяемыми написаниями //Н Ш.- 1989.- N6.- С.23-24.

28. Ушинский К.Д. Избр. произведения.- М.- Л., 1946.- С.69.

29. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.Т.1-4.- 1964-1973.

30. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- М., 1971.

Категория: Мои статьи | Добавил: Астра (26.07.2013)
Просмотров: 2379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0