Суббота, 18.05.2024, 17:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

диктанты
04.10.2012, 12:23
Контрольные работы по русскому языку для 2-го класса (III и IV четверти) Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию контрольные работы по русскому языку для 2-го класса. Контрольные работы разработаны специально для учебно-методического комплекта по русскому языку (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова), созданного в рамках проекта "Начальная школа XXI века" (научный руководитель – чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова). Контрольные работы отражают специфику и структуру указанного учебника, поэтому считаем необходимым сделать некоторые пояснения, касающиеся их видов, методики проведения и особенностей оценивания1. Контрольные работы проводятся по блокам. Для 2-го класса разработаны контрольные работы к урокам блоков "Как устроен наш язык" и "Правописание". Обращаем ваше внимание на то, что количество контрольных работ дано с избытком. Согласно нормам, во 2-м классе их количество за год не должно превышать 13. Следовательно, нет необходимости проводить все приведенные здесь работы. Вы можете, учитывая особенности темпа усвоения учебного материала вашими учениками, индивидуальные особенности своего класса, выбрать наиболее подходящие и удачные, на ваш взгляд, контрольные работы. Кроме того, в большинстве случаев вы можете выбрать и форму проведения контроля: тест или контрольная работа к урокам блока "Как устроен наш язык", тест или диктант с орфографическими заданиями к урокам блока "Правописание". Для каждой контрольной работы указан примерный срок ее проведения. Эта дата может служить ориентиром для вас, но ни в коем случае необязывает вас проводить контрольную работу строго в эти сроки. Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык" Текущие и итоговые контрольные работы к блоку "Как устроен наш язык" составлены в трех вариантах, которые соответствуют трем видам сложности. Вариант I – предусмотрен для учеников, испытывающих трудности в обучении русскому языку. Вариант II – для учеников со средней успеваемостью. Вариант III (самый сложный) – для хорошо успевающих учеников. Здесь встречаются задания, в которых нужно не только показать высокий уровень усвоения материала, но и проявить способность применять знания в нестандартной ситуации. Каждый вариант работы оценивается по 5-балльной системе. За безошибочно выполненную работу любого варианта ученик может получить отметку "5" – "отлично". Во 2-м классе учитель сам определяет уровень сложности заданий для каждого ученика, а также выбирает один из вариантов, который, с его точки зрения, будет удовлетворять уровню подготовки всего класса. В случае если хорошо успевающий ученик плохо справился с работой варианта 3, нужно непременно дать ему возможность выполнить контрольную работу другого, менее сложного, варианта. Только так можно получить реальную картину усвоения учебного материала каждым учеником. Каждый вариант контрольной работы к блоку "Как устроен наш язык" состоит из пяти основных заданий. За выполнение этих заданий выставляется отметка. Шестое задание в каждом варианте – дополнительное: выполняется по желанию ученика. Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справится с дополнительным заданием, отметку за него выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на отметку за контрольную работу. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку. За выполнение контрольной работы к блоку "Как устроен наш язык" ставятся следующие отметки: "5" – за безошибочное выполнение всех заданий; "4" – если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий; "3" – если ученик выполнил не менее 1/2 заданий; "2" – если ученик не справился с большинством заданий. Тестирование Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих контрольных диктантов к урокам блока "Как устроен наш язык". Этот вид контроля достаточно сложен и требует от учащихся полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах. Перед проведением первого теста необходимо познакомить учащихся с особенностями этого вида работы на тренировочном занятии. Учителю следует вместе с учениками выполнить несколько тестовых заданий и объяснить детям порядок работы с тестом. Все тесты составлены в двух вариантах, одинаковых по сложности. Мы не предлагаем несколько вариантов одного теста, различных по уровню сложности (ср. три варианта контрольных работ к урокам блока "Как устроен наш язык"), так как проблема дифференциации при построении теста решается по-другому: около 20% заданий составлены таким образом, что их без особых затруднений выполнит любой, даже самый "слабый", ученик; примерно 10% общего количества заданий будут по силам лишь хорошо успевающим ученикам; основная масса заданий (приблизительно 70%) – средней сложности и доступна большинству учеников класса. На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках-карточках для каждого ученика (предлагается один из двух вариантов теста). Тесты состоят из 14 заданий. Из пяти вариантов ответов к каждому заданию нужно выбрать правильные и отметить их крестиком (х). Крестик надо поставить в квадрате рядом с номером выбранного ответа. В каждом задании может быть от одного до трех правильных ответов. Задание считается выполненным правильно, если ученик поставил крестик в квадрате рядом со всеми верными ответами (одним, двумя или тремя). За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашел и отметил все правильные ответы). Если ребенок отметил не все правильные ответы, то задание считается выполненным неправильно и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. Рассмотрим примеры выполнения тестов. 1. Отметь "х" все слова, в которых все согласные звуки звонкие: 1. жар
2. рыба
3. лев
4. волна
5. вата Из трех правильных ответов (1, 2, 4) ученик отметил только два (1, 4). Следовательно, такое выполнение задания не может считаться верным, и ученик получает за него 0 баллов. 2. Отметь "х" все повествовательные предложения. 1. Когда отправится поезд?
2. Сдай книгу в библиотеку.
3. Дорога привела нас к лесному озеру.
4. Как много грибов мы собрали!
5. Закраснели ягоды земляники на поляне. Ученик нашел все правильные ответы (3, 4, 5), но при этом отметил и еще один – неверный (2). Следовательно, за выполнение этого задания выставляется 0 баллов. Отметки за выполнение теста: "5" – если ученик набрал 13–14 баллов; "4" – если ученик набрал 10–12 баллов; "3" – если ученик набрал 7–9 баллов; "2" – если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов. Контрольные работы к блоку "Правописание" Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Тексты предлагаемых диктантов – средней сложности и рассчитаны на выполнение всеми учащимися. Каждый текст включает примерно 60% изученных орфограмм от общего количества слов диктанта. Если в тексте есть слова, без которых трудно обойтись, но их написание дети еще не изучали, то такие слова учитель четко проговаривает во время диктанта или записывает на доске до того, как начнет диктовать весь текст. Для диктанта предлагаются специально составленные тексты либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. Орфограммы текстов охватывают правила правописания, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах. В каждом тексте указано количество слов (оно соответствует действующим нормативам, утвержденным образовательным стандартом). После диктанта учащимся предлагается орфографическое задание, представленное в двух равных по сложности вариантах. За его выполнение выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант. Методика проведения диктанта Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика. Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное. Оба варианта орфографического задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его проверки учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно выполняют работу. Еще раз обращаем ваше внимание на то, что учитель не исправляет ошибки, а лишь подчеркивает слова, в которых они встретились. Это дает возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, выполнить работу над ошибками качественно. За диктант выставляет одна отметка: "5" – если в диктанте нет ошибок; "4" – если в работе допущены 2 ошибки; "3" – если допущены 4 ошибки; "2" – если в работе допущено 5 и более ошибок. Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду следующие моменты: 1) повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и); 2) ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка). Ошибкой считается: 1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах; 2) неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные); 3) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы. Орфографическое задание оценивается так: "5" – за полностью выполненное задание без ошибок; "4" – за полностью выполненное задание при одной ошибке; "3" – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках; "2" – за невыполненное задание. Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы. Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. В каждой четверти списывание представлено в двух вариантах, которые соответствуют двум уровням сложности. Вариант I предусмотрен для учеников со слабой и средней успеваемостью. Для списывания дается связный текст с 1–2 орфографическими или пунктуационными заданиями. На хорошо успевающих учеников ориентирован вариант II – списывание с несколькими орфографическими или пунктуационными ошибками. Учащиеся сначала должны найти и исправить ошибки, а затем списать текст в исправленном виде. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика, выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса. Методика проведения списывания Учитель записывает текст на доске или, если позволяют технические возможности, раздает текст, напечатанный на отдельных листах, каждому ученику. Дети читают текст самостоятельно и анализируют слова с трудными орфограммами. На первом этапе возможен вариант, когда учитель читает текст, а дети следят за записью на доске. Затем дети списывают текст и сличают его с оригиналом (если выполняется вариант I списывания). Дети, которым предложен вариант II списывания, сначала читают текст, находят и исправляют ошибки, а затем списывают его. Оценивание списывания: "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; "4" – за работу, в которой допущено 1–2 исправления или 1 ошибка; "3" – за работу, в которой допущено 2–3 ошибки; "2" – за работу, в которой допущено 4 и более ошибок. Словарный диктант В словарные диктанты включены слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников. Мы не указываем сроков словарных диктантов: удобное время их проведения определяет учитель. Количество слов в словарном диктанте во 2-м классе не должно превышать 10 слов. Оценивание словарного диктанта: "5" – за работу без ошибок; "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка; "3" – за работу, в которой допущено 2 ошибки; "2" – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок. III четверть Примерный календарно-тематический план проведения контрольных ра Контрольные работы к урокам блока "Как устроен наш язык" 1. Текущая контрольная работа Вариант I 1. Запиши слово, в котором правильно выделен корень. 2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались. бежал – забежал
плыл – переплыл
мыл – промыл
колол – наколол 3. От данных глаголов образуй глаголы со значением приближения и удаления. Отметь приставки. ползает –
летает –
плывёт – 4. Выбери и запиши слова с приставкой за-. запад, зашуметь, забава, забег 5. Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу. 6 (дополнительное). Напиши одним словом название предмета, который "сам летает", "сам катит", сам варит". Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную. Вариант II 1. Запиши слово, в котором правильно выделена приставка. 2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались. резал – отрезал
стирал – достирал
шёл – ушёл
вязал – перевязал 3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки. считал –
рисовал –
читал – 4. Выбери и запиши слова с приставкой по-. посадка, помощь, полка, покрасить, полный 5. Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу. 6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -рыб-, -сам-, -вод-. Подчеркни соединительную гласную. Отметь корни. Вариант III 1. Запиши слово, в котором правильно выделен суффикс. 2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались. крутил – подкрутил
шил – вшил
двинул – передвинул
шёл – пришёл 3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки. строил –
думал –
пел – 4. Выбери и запиши слова с приставкой о-. остров, окружность, огуречный, овёс, обежать 5. Запиши только то слово, которое правильно разобрано по составу. 6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -пул-, -лес-, -земл-, -вод-. Подчеркни соединительные гласные. Отметь корни. 2. Итоговая контрольная работа Вариант I 1. Разбери слова по составу. кустики, жёлтые, травинка 2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов. развязать –
вбежать –
закрыть – 3. Объясни, что означают слова лесок, школьник. При объяснении используй их однокоренные слова. 4. Запиши слово по его толкованию. Посуда, в которой хранят масло, –
Самое тёплое время года – 5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов. ... погода
... груша
... книга 6 (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов. название (собаки, города, ребёнка) –
игрушка (еловая, елочная) –
выстрел (пушечный, пушистый, пушной) – Вариант II 1. Разбери слова по составу. небольшой, грустные, хитрец 2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов. внести –
развернуть –
въехать – 3. Объясни, что означают слова барабанщик, цветник. При объяснении используй их однокоренные слова. 4. Запиши слово по его толкованию. Большое водное пространство с солёной водой –
Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, – 5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов. ... тучка
... цветок
... дождь 6 (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов. роща (осиная, осиновая) –
человек (душный, душистый, душевный) –
животноводческая (ферма, форма, фирма) – Вариант III 1. Разбери слова по составу. загородный, подорожник 2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов. вползти –
налить –
развернуть – 3. Объясни значения слов загородный, подорожник. При объяснении используй их однокоренные слова. 4. Запиши слово по его толкованию. Верхний слой, который покрывает ствол дерева, –
Плод дерева или кустарника со съедобным ядром и твёрдой скорлупой – 5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов. ... ветерок
... роза
... друг 6 (дополнительное). Подбери нужные слова. Запиши сочетания слов. человек (обидный, обидчивый) –
секретный (шофёр, шифр, шифер) –
разжечь (свет, костёр, свечку) – 3. Тест (вариант итоговой контрольной работы)* Вариант I 1. Отметь "х", при помощи каких частей слова образовалось слово заморский. 2. Отметь "х" слова, у которых корень совпадает с основой. 1. столбик
2. сокол
3. загадка
4. забор
5. конфета 3. Отметь "х" часть слова, которая изменяет форму слова. 1. суффикс
2. корень
3. приставка
4. окончание
5. орфограмма 4. Отметь "х" слова, в которых о- является частью корня. 1. осина
2. осмотреть
3. овраг
4. ослабить
5. олень 5. Отметь "х" слова, которые соответствуют схеме: . 1. хвосты
2. ягодка
3. рассада
4. зимний
5. облака 6. Отметь "х" однокоренные слова. 1. прудик
2. запруда
3. прутик
4. закрутить
5. пруд 7. Отметь "х" слово, образованное приставочным способом. 1. городской
2. загородный
3. горожанин
4. пригород
5. городок 8. Отметь "х" синонимы к слову друг. 1. противник
2. сосед
3. товарищ
4. ученик
5. приятель 9. Отметь "х" антоним к слову огромный. 1. громадный
2. маленький
3. большой
4. горный
5. высокий 10. Отметь "х" подходящие по смыслу слова-признаки к слову врач. 1. опытный
2. трудный
3. внимательный
4. долгий
5. ровный 11. Отметь "х" слово, которое соответствует толкованию: "дерево с плодами в виде пучка жёлто-красных ягод, а также сами эти ягоды". 1. крыжовник
2. рябина
3. малина
4. смородина
5. осина 12. Отметь "х", как называют слова типа новый – старый. 1. многозначные
2. синонимы
3. антонимы
4. омонимы
5. однокоренные 13. Отметь "х" слово, близкое по значению выделенному: свежая рубашка. 1. ласковая
2. хлопковая
3. голубая
4. чистая
5. праздничная 14. Отметь "х" приставку, которая придаст слову налить противоположное значение. 1. под-
2. в-
3. за-
4. вы-
5. у- Вариант II 1. Отметь "х", при помощи каких частей слова образовалось слово беспомощный. 2. Отметь "х" слова, у которых корень совпадает с основой. 1. ветерок
2. волк
3. погода
4. прополка
5. порог 3. Отметь "х" часть слова, без которой слово не может существовать. 1. орфограмма
2. суффикс
3. приставка
4. корень
5. окончание 4. Отметь "х" слова, в которых до является частью корня. 1. достирать
2. дожди
3. досмотреть
4. дорога
5. доктор 5. Отметь "х" слова, которые соответствуют схеме: . 1. рыбак
2. подруга
3. подарки
4. поливка
5. прохлада 6. Отметь "х" однокоренные слова. 1. смельчак
2. мел
3. смелый
4. осмелеть
5. мелкий 7. Отметь "х" слово, образованное приставочным способом. 1. дружный
2. дружба
3. недруг
4. подружка
5. содружество 8. Отметь "х" синонимы к слову дом. 1. здание
2. театр
3. класс
4. жилище
5. кухня 9. Отметь "х" антоним к слову сладкий. 1. грустный
2. грозный
3. медовый
4. горький
5. сахарный 10. Отметь "х" подходящие по смыслу слова-признаки к слову воин. 1. отважный
2. острый
3. деловой
4. старый
5. зимний 11. Отметь "х" слово, которое соответствует толкованию: "насекомое с четырьмя крыльями разнообразной окраски, которые покрыты пыльцой". 1. ящерица
2. стрекоза
3. бабочка
4. комар
5. пчела 12. Отметь "х", как называются слова типа сильный – слабый. 1. синонимы
2. однокоренные
3. многозначные
4. антонимы
5. омонимы 13. Отметь "х" слово, близкое по значению выделенному: свежий ветер. 1. слабый
2. бодрый
3. прохладный
4. тёплый
5. новый 14. Отметь "х" приставку, которая придаст слову открыть противоположное значение. 1. вы-
2. под-
3. y-
4. на-
5. за- _________________ * Тест составлен на материале разделов "Состав слова" и "Лексика". Вы сами можете выбрать, в какой форме провести итоговый контроль по материалу блока "Как устроен наш язык" в III четверти: в форме контрольной работы, состоящей из пяти заданий и одного дополнительного, или в форме теста, состоящего из 14 заданий. Контрольные работы к урокам блока "Правописание" 1. Диктант (текущий) Кораблик Пошли друзья на речку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела работа. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик! (36 слов) (По В.Сутееву) Слова для справок: кораблик, цыплёнок, скорлупку. Орфографическое задание Вариант I 1. Выпиши слова с приставками. Отметь приставки. (от)крывать, (по)земле, (от)мороза, (на)колоть, (по)читать, (на)столе, (в)бежать 2. Выпиши слова с разделительным ь. Подчеркни орфограмму. от...езд, л...ёт, брат...я, об...ехать, об...яснение, в...юга Вариант II 1. Выпиши слова с предлогами. Подчеркни предлоги. (на)берегу, (у)летать, (на)певать, (в)театр, (за)окном, (по)дороге, (за)ходить 2. Выпиши слова с разделительным ъ. Подчеркни орфограмму. об...явление, плат...е, с...едобный, мурав...и, в...езд, крыл...я 2. Списывание Вариант I Спиши текст. Подчеркни слова с разделительным ь и непроизносимыми согласными. Весна Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной оживает земля. На деревьях набухли клейкие почки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весело чирикают шустрые воробьи. Птицы рады солнцу. (38 слов) Вариант II Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно. Зоопарк В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья. (38 слов) 3. Итоговый диктант В горах Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Выпрямились сухие травы.
Из серых скал выползла туча. Небо потемнело. Посыпал колючий снег и град. Ветер прогнал тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись цветы. Весело кружат заботливые пчёлы. (46 слов) Орфографическое задание Вариант I Выпиши из диктанта 3 слова с безударными гласными е, о и подбери к ним проверочные слова. Вариант II Выпиши из диктанта 3 слова с проверяемой согласной в корне и подбери к ним проверочные слова. 4. Словарные диктанты 1) автомобиль, адрес, Красная площадь, автобус, праздник, Кремль, Москва, столица (9 слов) 2) ягода, что, отец, картина, русский, вдруг, однажды, ребята, дежурный (9 слов) 3) мечта, герой, завтра, быстро, скоро, вокзал, космос, квартира, платок, народ (10 слов) 4) праздник, адрес, Красная площадь, русский, герой, Кремль, столица, мечта, Москва (10 слов)
Категория: Мои файлы | Добавил: Астра
Просмотров: 4526 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: